Этот вопрос сталкивает людей с множеством непоняток. Возникают сомнения: будет ли успех? Что такое бизнес-план и как его составить? Как выбрать между ИП и ООО? Как оптимизировать уплату налогов? Мы расскажем о ключевых аспектах, которые должен знать начинающий предприниматель, а также с чего начать, если вы хотите открыть свое дело.
Оцените жизнеспособность идеи
Пока что у вас есть только идея, так что стартовать стоит именно с нее. Чтобы оценить, стоит ли начинать бизнес или нет, ответьте себе на несколько вопросов.
Что я предлагаю клиентам?
Постарайтесь непредвзято оценить, нужен ли ваш продукт или услуга клиентам и чем он будет отличаться от похожих продуктов и услуг. Обязательно посмотрите, что предлагают ваши конкуренты, и оцените, что они делают хорошо, а что не очень, — постарайтесь найти свою нишу на рынке.
Кому я предлагаю мой продукт?
Найдите свою целевую аудиторию — тех, кому ваш продукт может быть интересен. Выясните, какую их явную или пока скрытую потребность он поможет удовлетворить. Вам нужно представить вашего потенциального покупателя: пол, возраст, семейное положение, социальный статус. В идеале нужно также понять проблемы и желания клиента, особенности его поведения и характера, представить ситуации, когда ему может понадобиться ваша услуга или продукт. Это поможет вам на всех этапах — от выбора помещения до рекламы и продвижения.
Где я буду предлагать мой продукт?
Возможно, ваша аудитория привыкла покупать все в интернете, а может, ваш товар нужно пощупать или примерить — тогда вам понадобится помещение под магазин. Где он должен находиться — в центре или в спальном районе? Подумайте, возможно, вам еще понадобится склад или офис. Если же вы собираетесь продавать товар исключительно онлайн, то подумайте о доставке. Доставка бижутерии и доставка бассейнов — разные услуги.
Сколько это будет стоить?
Прикиньте, по какой цене вы будете продавать товар. Оцените примерную себестоимость товара, проанализируйте, по какой цене ваш товар будут готовы купить. Помните, что вы должны покрыть все расходы и получить прибыль. При этом важно не делать чересчур большую наценку на ваши товары или услуги, иначе спроса не будет и можно прогореть. Ориентируйтесь на рынок.
Если бизнес-идею вы в итоге оцените как перспективную и способную принести прибыль, протестируйте ее на своей целевой аудитории. После первых тестов ваша идея может еще немного трансформироваться. Не забывайте анализировать результаты и вносить коррективы в план действий.
Итогом этого начального анализа должна стать бизнес-стратегия, которая поможет вам превратить идею в план конкретных действий. Также рекомендуется провести более глубокий маркетинговый анализ, исследовать рынок и конкурентов, а также определить свои сильные и слабые стороны. Планирование финансов и поиск финансирования также являются важными шагами при открытии бизнеса.
Разработайте бизнес план
После того как вы составили генеральную стратегию, нужно все детально просчитать. В этом вам поможет бизнес-план. Этот план понадобится и вам самому, и вашим бизнес-партнерам, и потенциальным инвесторам или кредиторам.
Бизнес-план должен содержать подробное описание продукта с вариантами его дальнейшей трансформации, анализ рынка с описанием всех групп конкурентов и характеристики возможных покупателей.
Без цифр бизнес-план, конечно, не будет убедительным. Вам нужно заранее понять, насколько рентабелен окажется бизнес. Поэтому бизнес-план должен включить несколько обязательных составляющих:
производственный план и расчет себестоимости товара или услуги; план продвижения и смету затрат на рекламу и другие виды коммуникации с клиентами; организационный план и оценку зарплат сотрудников, а также внешних (например, курьерских) услуг; финансовый план, который учитывает все источники финансирования и доходы, а также все, в том числе разовые расходы и налоги.
В итоге бизнес-план должен показать, сколько денег вам потребуется на запуск проекта, когда он выйдет на самоокупаемость, через какое время удастся вернуть вложенные средства и на какую прибыль можно рассчитывать.
Для того чтобы составить бизнес-план, можно воспользоваться, например, формой, которую разработал ВЭБ.РФ. Не забывайте также учитывать возможные изменения на рынке и конкурентные условия, чтобы ваш бизнес-план был максимально эффективным и успешным.
Зарегистрируйте бизнес
Вы можете вести бизнес как индивидуальный предприниматель (ИП) или как юридическое лицо (обычно ООО).
ИП подойдет тем, у кого маленький бизнес — например, небольшой магазин или производство. ООО — это фирма, которую можно открыть самому или вместе с партнерами. Подходит тем, кто планирует бизнес с большими оборотами, и тем, кто будет переводить крупные суммы по безналичному расчету. У каждой формы свои преимущества и недостатки.
ИП легче зарегистрировать и закрыть, чем ООО. Требований к отчетности индивидуального предпринимателя меньше. Зато ИП не может привлекать инвестиции — только брать кредиты и займы или оформлять лизинг.
В случае нарушений штрафы ООО на порядок выше, чем у ИП. Но по долгам ООО отвечает только имуществом организации, а учредитель ИП — и своим собственным имуществом, которым владеет как частное лицо.
Выберите форму налогообложения
Общий режим налогообложения. Подойдет тем, кому обязательно нужно платить НДС (налог на добавленную стоимость, в России он составляет 20%), и тем, у кого есть льготы по налогу на прибыль, например, образовательным или медицинским организациям.
Упрощенная система налогообложения. Очень удобна для малого бизнеса, но доход должен быть не выше 150 млн рублей в год, а число сотрудников — не более 100.
Патент. Подходит тем, кому проще заплатить фиксированную сумму, чем заниматься документацией.
Налог на профессиональный доход. Оптимален для тех, у кого нет наемных сотрудников, а доход от бизнеса не превышает 2,4 млн рублей в год. Подробнее читайте в статье про самозанятых.
Единый сельскохозяйственный налог. Выгоден, но подходит только фермерам — предприятие должно не просто перерабатывать или продавать сельхозпродукты, но само их производить.
Подумайте о важных деталях
Если вы собираетесь начать свой собственный бизнес, не забывайте о важных шагах, которые позволят вам успешно стартовать и развиваться. Важным этапом является оценка жизнеспособности вашей идеи и составление генеральной стратегии для вашего будущего бизнеса. Напишите детальный бизнес-план, который станет вашим основным руководством на начальном этапе. Помните, что бизнес-план можно скорректировать и доработать в процессе развития компании.
Одним из ключевых моментов является поиск источников финансирования для вашего бизнеса. Определитесь с формой ведения бизнеса и налогообложения, которая будет наиболее удобной для вашей компании. Не забывайте обратить внимание на важные детали, такие как подключение онлайн-кассы, соблюдение пожарной безопасности и условий сертификации.
Если вам трудно разобраться в нюансах, обратитесь за помощью к опытным предпринимателям или бизнес-консультантам. Они помогут вам решить сложные вопросы и предложат вам частичное или полное сопровождение вашего бизнеса.
Начинать свой бизнес – задача не из простых, но с правильным подходом и настойчивостью вы сможете достичь успеха и удовлетворения от своей работы.